Что такое тротуарная плитка?

От Амстердама до Гарлема. Этот путь вымощен тротуарной плиткой. Дорога проложена в начале 19-го века. Именно тогда голландцы придумали формировать подобие каменных плит из бетона. Это был не столько полет фантазии, сколько вынужденная мера. Население росло, а с ним города, улицы в них и дороги меж ними. Камней для натуральной брусчатки начинало не хватать. Бетонная плитка стала выходом из положения и, одновременно, успешной бизнес-идеей. Уже через несколько лет после мощения 20-ти километров от Амстердама до городка Гарлема его пригороде, технологией заинтересовались американцы, за ними –  европейцы. В Россию тротуарную плитку купить, которую еще завезли перед революцией. Она поставила крест на дорогостоящей продукции с загнивающего Запада. Но, несколько площадей столицы и пару улиц вымостить успели. После, стали пользоваться отечественными асфальтом, а то и щебенкой. О тротуарной плитке вспомнили после падения Союза, в 90-е. За пролетевшее столетие Запад успел расширить ассортимент продукции, создать новые технологии ее производства и укладки. Ознакомимся с современным «лицом» красивых дорог и дорожек. Описание и особенности тротуарной плитки С точки зрения состава тротуарная плитка – это цемент, гравий, песок и вода. Для их лучшего схватывания добавляют пластификаторы. Они же способны уменьшить пористость материала, а значит, и его способность вбирать в себя влагу. Не секрет, что вода разрушает строительные блоки, особенно замерзая в них, расширяясь и приводя к растрескиванию. Пластификаторы же  увеличивают морозостойкость плит, уменьшают содержание воды в готовой смеси и делают ее более податливой при формировании тротуарных блоков, которые бывают сложных форм. Несколько нестандартных дизайнов, ниже. В роли пластификаторов могут выступать разные вещества, к примеру, минеральные или органические масла, хлорированный парафин, сульфитно-спиртовые смеси. Последние, обладают резким запахом. Но, в основной массе, пластификаторы не ароматические и инертны химически, что позволяет совмещать их с любыми материалами, в том числе и бетонной смесью. Цемент в тротуарной плитке – основное связующее вещество. От его качества во многом зависит и качество изделий. Порошок должен быть однородного тона, сыпучим, без комков и мелкого помола. От этого зависит плотность тротуарной плитки. На даче или тропах уездного парка сгодится и малоплотная плитка. Минимальная нагрузка на тротуары продлит ей жизнь. Но, на оживленных «тропах» покрытие из некачественного бетона попросту раскрошится. При этом, внешне, плиты могут быть идентичны. В следующем ролике показано, по каким параметрам распознают качество блоков. На качество бетона для плит влияет и песок. Глинистые разновидности не подходят. Они вязкие. Песок для плиточного бетона должен быть сыпучим, желательно, кварцевого состава. Кварц – минерал с солидной твердостью в 7 баллов по шкале Мооса. Это делает плиты износостойкими, прочными. Цвет же блокам придают, в основном, красителями. Отсюда следующие радужные композиции. В качестве наполнителя в производстве тротуарной плитки используют, как правило, отсевы гранитных пород. В этом-то и был технологический прорыв голландцев. Они сделали натуральный материал, но не требующий цельных каменных срезов. Довольствовавшись «отходами» гранитных карьеров, голландцы снизили свою зависимость от природного сырья, а заодно, и стоимость плит. Их первые экземпляры промышленники страны сделали прямоугольными, похожими на мелкие кирпичики. На фото ниже показана мэрия Гарлема, до которой и вели первую в мире дорогу из тротуарной плитки. Материал быстро набрал популярность благодаря ряду преимуществ перед альтернативными вариантами. Во-первых, подкупает красота плитки и множество вариантов ее укладки, декора. Во-вторых, на поверхности блоков не скапливается вода. Она просачивается через стыки. Если потребуется перекопать дорогу, плитку демонтируют и вновь уложат на прежнее место. Прочие покрытия после снятия приходят в негодность. Удобно работать и с поврежденными участками тротуаров. Треснула плита, ее меняют. Нет нужды вскрывать целые фрагменты. При этом, выглядит такой ремонт не чета  ямочному латанию того же асфальта. Радует и минимальный нагрев материала в жаркий сезон. Укладка тротуарной плитки не приведет к ее расплавлению под солнцем и выделению при этом бензольных соединений. Последние, летучи и вредны для здоровья. Виды тротуарной плитки Можно делить тротуарные плиты по формам, цветам, странам-производителям. Но, качественные характеристики блоков отражает. В основном, способ их производства. Он и является основной классификацией тротуарной плитки. Изготовление по технологии вибролитья – бюджетный и быстрый метод. Формы для тротуарной плитки заполняют бетоном и ставят на трясущуюся основу. От вибрации смесь уплотняется. Остается просушить блоки в печи. В следующем ролике процесс показан наглядно. Именно вибролитье дает выраженную глянцевую поверхность. Такую можно лицезреть на многих российских улочках, что население считает не к стати. Глянцевая поверхность скользкая, и легко покрывается тонкой наледью. К тому же, вибролитые плиты не назовешь морозостойкими и долговечными. Плотность блоков мала. Добавим к этому неграмотную укладку и получим примерно такую картину. Вывод: вибролитые плиты хороши для садовых дорожек в южных регионах, но не нагруженных тротуаров крупных городов Сибири. В последнем случае лучше воспользоваться гиперпрессованными плитами. Формы с бетоном совмещают с вибрирующими поршнями. К процессу добавляется переменное давление, что приводит к такому уплотнению смеси, которое уже не требует обжига. Гиперпрессованные блоки тверже вибролитых, стойки к морозам и перепадам температур. Однако, разнообразием форм и цветов хвастаться уже не приходится. Зато, гиперпрессованные плиты можно укладывать на подъезды к домам. Покрытие с легкостью выдерживает движение легкового транспорта, если оно не интенсивно.

Другие материалы по теме

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *